Ви є тут

Украинское правительство начинает реформирование системы статистики с нарушения базовых принципов

Автор:
Єлісеєв Влад
20.10.2015

Уважаемые члены Дискуссионного клуба и его аудитория!

Прочитав статью г-на И. Манцурова и комментарии к ней, хочу отметить, что тема, предложенная для дискуссии, является более чем актуальной. Работая более пяти лет в Международной организации по миграции (МОМ) в поствоенных странах Африки, я, под руководством г-на Манцурова, реформировал, а большинстве случаев, - воссоздавал заново национальные статистические системы.

При этом, безусловно, в основу этих реформируемых или вновь создаваемых статистических систем закладывались хорошие известные специалистам-статистикам основополагающие принципы, закреплённые очень многими документами ООН, резолюциями и конвенциями международных организаций, вне всякого сомнения подписанными в том числе Украиной.

Речь идёт о таких положениях как «impartiality, ethics, transparency etc.» of Fundamental Principles of Official Statistics. Нарушая эти принципы, а именно о них, по сути дела говорит г-н Манцуров, Украина рискует, быть втянутой в весьма серьёзную дискуссию с международными, в том числе ООНовскими организациями, с которыми страну связывают определённые обязательства, формально отражённые в конвенциях, резолюциях, и т.д. При этом, по всем изменениям, касающимся реформирования системы, предстоят обстоятельные, иногда многотомные объяснения, доказывающие необходимость и целесообразность любого изменения.

Так, например, самая безобидная 160-я Конвенция МОТ, которую Украина ратифицировала ещё в 1991 году гласит что «Revising the concepts, definitions and methodology used in the collection, compilation and publication of the statistics required under this Convention, the representative organisations of employers and workers shall be consulted with a view to taking into account their needs and to ensuring their co-operation»*.

Невыполнение этого требования потребует от Украины обстоятельных объяснений, которые в обязательном порядке будут рассматриваться на Комитете Экспертов, проводимом МОТ в Женеве на регулярной основе.

Таким образом, мне не совсем понятны мотивы, которыми руководствуется украинское правительство, начиная реформирование системы статистики с нарушения базовых, основополагающих принципов, о которых я упомянул выше. Мне кажется, сейчас в Украине не то время, когда страна, принимая какие-либо решения, может не обращать внимания на реакцию международной общественности, мощных и влиятельных международных организаций, с которыми ее связывают международные договора.

Завершая свой небольшой комментарий, я пытаюсь найти ответ на вопрос, который я задал себе в самом начале. Почему Украина, имея специалиста такого уровня, каким является г-н Манцуров, не может, или не хочет использовать его многолетний международный опыт реформирования национальных статистических систем других стран.

Опыт, который по достоинству оценили 14 стран Юга Африки, в которых работал г-н Манцуров, создавая мощные независимые статистические ведомства, которые и по сей день эффективно работают, генерируя качественный статистический продукт, востребованный потребителями не только в своих собственных странах, но и всеми международными организациями.

Воистину, «Нет пророка в своём отечестве».

С уважением,

Влад Елисеев,

Greenside Corporation Limited, Директор

Лондон, Великобритания

В недавнем прошлом специалист статистических департаментов миссий МОМ в странах Сообщества по развитию стран Южно-Африканского региона (SADEC).

* При разработке или пересмотре понятий, определений и методологии, используемых при сборе, обработке и публикации статистических данных, предусмотренных настоящей Конвенцией, проводятся консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, в целях учета их потребностей и обеспечения их сотрудничества.