Ви є тут

Остатки сладки. Откуда в бюджете Украины "лишние" миллиарды (Комментарий президента ЭДК Анатолия Максюты изданию «Фокус»)

02.11.2017

Фокус выяснил, откуда в бюджете Украины за восемь месяцев 2017 года образовались "лишние" 68,6 млрд грн и на что их могут потратить.

Ситуацию, складывающуюся из года в год с освоением бюджета, хорошо иллюстрирует история строительства мостов, которые должны соединить берега Днепра через Хортицу. Проект утвердили ещё в 2002 году, но за 15 лет построили лишь подъездные пути и транспортные развязки. Жители Запорожья иронизируют, что мосты в их городе предпочитают возводить вдоль реки, а не через неё.

Главная причина любого украинского долгостроя — проблемы с деньгами. Это недофинансирование, хищения и, наконец, несвоевременное выделение средств. В случае с запорожскими мостами деньги практически всегда поступали не вовремя. Подрядчики не успевали их освоить, и неизрасходованная сумма возвращалась в бюджет.

Дурные привычки

История, аналогичная запорожской эпопее, повторяется из года в год в масштабах всей страны. Выделенные из бюджета суммы зачастую начинают использовать только в конце года. Отчасти следствие подобной политики — нынешний профицит госбюджета в 68,6 млрд грн.

"В прошлом году 47% капитальных расходов осуществили за последние два месяца. В этом году ситуация не лучше, — рассказывает Ирина Пиантковская, экономист Центра экономической стратегии. — Например, к концу августа средства на дорожное хозяйство в рамках госбюджета использованы на 55% от годового плана, а в рамках местных — только на 35%". По её словам, спешка в освоении средств плохо сказывается не только на эффективности использования выделенных ресурсов, но и на качестве проделанных работ.

Ещё одна причина профицита — неумелое планирование. "В стране проходят реформы, к этому нужно было адаптироваться: план поступлений не учёл возможного увеличения средств, а план расходов не увеличился пропорционально", — объясняет Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).

Отставание в освоении бюджета косвенно связано и с системой ProZorro. Многие коррумпированные чиновники перестали видеть свой интерес в тендерах, поэтому саботируют процесс перераспределения средств.

Любопытная ситуация сложилась и в регионах. Благодаря децентрализации в местные бюджеты поступает больше средств. Но этот ресурс зачастую аккумулируется на депозитах. Вкладывать деньги в конкретные проекты на местах не спешат. Так, за январь — октябрь 2017 года на депозитных счетах накопилось 14,8 млрд грн средств местных бюджетов. В целом за восемь месяцев 2017 года городские бюджеты перевыполнили план поступлений на 30,2 млрд грн. "Но до января все остатки нужно израсходовать, а депозиты — вернуть", — комментирует процессы Анатолий Максюта, президент Экономического дискуссионного клуба, экс-заместитель министра финансов.

Улучшить ситуацию с планированием бюджетных доходов и расходов должен был переход на трёхлетнее бюджетное планирование, однако он заработает лишь в следующем году. По мнению Оксаны Продан, народного депутата и главы Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса "Фортеця", это новшество даст возможность определить приоритетные проекты, распределив под них финансирование на несколько лет. Но главное — уйти от пожарного освоения бюджетных денег в ноябре-декабре. Впрочем, для этого придётся решить куда более сложную задачу — запустить механизм переноса неиспользованных денег на следующий бюджетный период. Без него получатели госсредств, как и ранее, в канун Нового года продолжат судорожно обнулять свои счета. В противном случае деньги возвратятся в казну.

Нечаянная радость

Несмотря на то, что бюджет расходуют не так активно, как того требует план, поступления в госказну растут. За восемь месяцев 2017-го доходы бюджета по сравнению с прошлым годом увеличились на 43,4%. В абсолютных цифрах — на 201,9 млрд грн. "Около 2/3 прироста обеспечили четыре источника: НДС (47,5 млрд грн), дивиденды НБУ (30 млрд грн), конфискованные у Януковича средства (29,7 млрд грн) и налог на доходы физлиц (29,5 млрд грн)", — отмечает Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital.

Значительный вклад дали и дивиденды НАК "Нафтогаз Украины" — 13,3 млрд грн. Налог на прибыль составил 13,1 млрд грн, акцизы — 10,8 млрд грн.

Экономист Егор Киян рост поступлений в центральный и местный бюджеты объясняет инфляцией, активизацией экспортно-импортных операций, увеличением заработных плат и улучшением обслуживания налогоплательщиков.

О влиянии инфляции на увеличение бюджетов говорит и Оксана Продан: "В 2017-м инфляция составит около 16%. Это в два раза больше, чем запланировано правительством. Есть предпосылки, что в этом году Украина опередит все европейские страны по росту потребительских цен". То есть повышение цен ведёт к увеличению сборов НДС и акцизов на табак, алкоголь и бензин. Следовательно, негативный для граждан фактор даёт бюджету незапланированные ресурсы.

Деньги некуда девать

И всё же большинство опрошенных Фокусом экономистов уверенны, что к концу года издержки госбюджета возрастут, а перекос выполнения доходной и расходной частей нивелируется. В итоге думать о том, куда девать лишние деньги, не придётся. Как утверждает Анатолий Максюта, природа сложившегося профицита не экономическая, а административная. Так что по итогам года бюджет и вовсе может стать дефицитным. Не исключает Максюта и роста бюджетной задолженности, в частности по субсидиям населению, из-за чего вносить изменения придётся уже в расходную часть бюджета.

Отдельной строчкой в главной смете страны стоят 29,7 млрд грн, конфискованные у экс-президента Януковича. Именно за счёт них во многом и был сформирован бюджетный профицит в январе — августе 2017 года. Главные претенденты на освоение этих средств — силовики. Например, погранслужбе по этой статье полагаются деньги на проект "Стена". Средства также получат Нац­гвардия, Нацполиция, Минобороны и СБУ. Особняком в этом списке стоит Минагрополитики, которому за счёт "денег Януковича" выделят финподдержку для агропроизводителей. Напомним: в первом полугодии 2017 года аграрии уже получили из госбюджета 1,91 млрд грн в виде дотаций. Самый большой кусок пирога — 809 млн грн — достался группе компаний "Мироновский хлебопродукт", принадлежащей Юрию Косюку, экс-заместителю главы Администрации президента Порошенко. Не исключено, что этому крупнейшему производителю и экспортёру курятины снова перепадут дотации от государства.

Не останется без внимания и Укравтодор, которому выделят дополнительные ресурсы на развитие дорог, ведь для правительства Гройсмана дорожное строительство — один из приоритетов.

По мнению Оксаны Продан, если к концу года в бюджете всё же останутся излишки, средства пойдут на социальные расходы, силовой блок и инфраструктурные проекты. Собеседница Фокуса проводит аналогию с июлем 2017-го, когда уже вносились изменения в расходную часть бюджета. Тогда дополнительные средства распределили между Минсоцполитики (на субсидии 14,1 млрд грн), Минобороны (4,35 млрд грн) и МВД (3,95 млрд грн).

Приближающиеся президентские и парламентские выборы ещё более привлекут внимание распределителей бюджета к социальной сфере. "Так называемая модернизация пенсий произошла из-за того, что нужно было потратить дополнительные доходы от единого соцвзноса, поспособствовав тем самым голосованию за закон об увеличении страхового стажа", — рассуждает Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital. Он считает, что нынешнюю ситуацию улучшения бюджетных показателей можно использовать для либерализации налого­обложения, в частности для внедрения налога на выведенный капитал. Такое решение, предполагающее освобождение от налогообложения части прибыли, которая реинвестируется в производство или в развитие бизнеса в Украине, стало бы стимулом для экономического развития страны.

Впрочем, о снижении налоговой нагрузки во власти сейчас вряд ли думают. Ведь в глазах избирателя увеличение соцвыплат куда более привлекательная мера, чем забота о снижении налогов.

https://focus.ua/money/383890/